Методическая разработка занятия по дисциплине «Медико-биологические основы физического воспитания и спорта» на тему: «Адаптация организма спортсмена к анаэробным нагрузкам»

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач физического воспитания – всестороннее и гармоническое развитие человеческого организма. И только глубокие знания в области естественно-научных основ физической культуры позволяет находить все более совершенные и эффективные способы и методы развития организма, мобилизации его резервных сил, расширения его функциональных возможностей. Важнейшую роль в научном обосновании спортивных нагрузок играют анатомия, физиология спорта, биохимия. И одним из ключевых вопросов является вопрос энергообеспечения мышечной работы. Хорошо известно, что любое мышечное сокращение происходит за счет энергии распада АТФ. Вместе с тем пути ресинтеза АТФ разные при разных спортивных нагрузках. Знание источников и путей образования АТФ позволяет искать ответы на вопросы сегодняшнего дня:

  • как повысить способность организма накапливать резервные углеводы;
  • как уменьшить использование углеводов при мышечной работе;
  • за счет каких дополнительных механизмов можно повысить выносливость и работоспособность спортсмена;
  • какие возможности спортсмена связаны с усовершенствованием системы питания, разработкой пищевых рационов и др.

Энергетические системы клеток – это также арена для исследований возможных причин развития утомления. Следует сказать, что далеко не все механизмы, обеспечивающие мышечную силу и выносливость, нам известны и хорошо изучены. Однако уже можно идентифицировать много морфофизиологических и биохимических адаптаций, которые развиваются при длительных однотипных нагрузках. И если аэробные нагрузки улучшают функции сердечно-сосудистой системы, повышают окислительные способности мышц, то анаэробные тренировки повышают мышечную силу и делают организм более стойким к нарушениям кислотно-щелочного баланса. Степень развития адаптивных процессов непосредственно связана с объемом и интенсивностью нагрузок, и понимание этих соотношений позволяет грамотно и эффективно организовывать тренировочную работу.

Физическая работоспособность человека – величина непостоянная. Она изменяется с возрастом, имеет половую дифференциацию, связана с общим состоянием организма. Биоэнергетические факторы спортивной работоспособности заметно улучшаются в процессе тренировок и подчиняются ряду общих закономерностей. Так, у мужчин показатели анаэробной мощности достигают максимума к 20 годам и начинают снижаться после 30 лет; показатели МПК возрастают до 25 лет и удерживаются стабильными до 40 лет. Способность к накоплению максимального количества молочной кислоты в тканях начинает быстро падать уже после 22 лет и у мужчин, и у женщин и т.д.

Все эти особенности возрастной динамики также должны учитываться при разработке программ по физическому воспитанию и структуры тренировочного процесса с людьми разного пола и возраста.

Скачать материал.

Запись опубликована в рубрике здоровье и физическая культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s